Электронный чек: как должен выглядеть и когда нужен
Что такое ЭЧ?
Это такой же кассовый документ, только направляют его на e-mail, по номеру телефону или в мессенджеры. ЭЧ содержит следующие реквизиты:
- наименование документа (т.е. само слово “чек”)
- дату и время расчета
- данные об исполнителе (ФИО, ИНН)
- наименование оплаченного товара/услуги/работы
- итоговая сумма расчета
- данные о покупателе (наименование и ИНН формируются только в том случае, если заказчиком является юридическое лицо – организация или ИП)
- наименование посредника (банка, который представляет интересы плательщика в налоговой службе)
- QR-код
- идентификационный номер
Дополнительно исполнитель может указать реквизиты договора ГПХ (в блоке описания товара/услуги/работы).
Законом предусмотрены несколько способов передачи электронного документа:
- отправка скриншота чека или самого документа в мессенджерах;
- через считываемый QR-код;
- распечатать его на бумаге и передать курьером, почтой, из рук в руки
Важно: формат передачи выбирается на стадии формирования документа.
Отправлять электронный чек или не отправлять – вот в чем вопрос
Отправка покупателю обязательна, если:
- расчет происходит без контакта покупателя и продавца (т.е. при оплате в интернете)
- до выдачи печатной версии покупатель попросил предоставить дополнительно электронную
- покупается страховой полис у агентов
Отметим, что 54 Федеральный закон предусматривает ряд случаев, когда продавец имеет право не предоставлять электронную версию:
- торговая точка находится на территории засекреченных объектов (объекты военного назначения, ФСБ, государственной охраны)
- местность удалена от средств связи
- покупатель не просил предоставлять электронный чек
Что делать, если в чеке ошибка?
При оформлении ЭЧ заполнение реквизитов – обязательный пункт. Но порой при ручном вводе сведений могут возникнуть ошибки в:
- сумме расчета
Если самозанятый или предприятие не разобрались со спец. режимом, сумма в чеке будет указываться с учетом налогового вычета
- сведениях о заказчике
Чаще всего возникает при участии “третьих лиц” (т.е. чек оформили не на заказчика, а на посредника) или если перепутали физ. лицо с юридическим (важно: если заказчиком выступает ИП, то выставлять документ необходимо как для организации – с указанием ИНН)
- реквизитах
Из-за опечаток чек может быть оформлен на другую фирму
- наименовании товаров (услуг, работ)
В таком случае ФНС может заподозрить подмену в трудовых отношениях и организовать внеплановую проверку обеих сторон договора.
Чтобы исправить чек, его нужно аннулировать. Это можно сделать в двух случаях:
- при возврате денежных средств (чек удаляется полностью);
- при некорректно введенных сведениях (формируется новый чек с прежней датой).
Важно: заметить ошибку необходимо до истечения срока договора и закрытия сделки. В противном случае его ЭЧ исправить будет нельзя, а значит, исполнитель не сможет использовать чек при расчете налога.
Как обезопасить себя при расчете с самозанятым?
- Проверьте в налоговой службе, является ли исполнитель самозанятым
- При заключении договора обязательно проверьте, что исполнителем является плательщик НПД, а вы освобождаетесь от ответственности за уплату налога
- В договоре должно быть прописано, что самозанятый обязан предупредить о снятии себя с учета самозанятости заранее. В день оплаты убедитесь, что исполнитель стоит на учете НПД
- После получения ЭЧ проверьте правильность всех данных. В случае ошибки обязательно уведомьте исполнителя и запросите новый – система позволяет сделать это
- Проверяйте действительность чека на сайте ОФД или через специальные приложения.
Электронный чек – такой же равноценный документ, как и бумажный. Не стоит его бояться. Главное – четко проверить все данные.
Назад